Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В рамках работы по данным направлениям в плане работы школы и календарном плане программы воспитания образовательной организации, группы, класса появляется достаточно много традиционных мероприятий: проведение памятных дней, участие в патриотических акциях, изучение родного края, участие в конкурсах патриотической направленности.
Но патриотизм должен быть наполнен не только событиями, связанными с сохранением памяти, но и активностью самих школьников.
В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться достижение учащимися:
1. Воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений — знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности)
2. Воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов — формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности и пр.)
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень (рациональный)
приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности
Второй уровень (эмоциональный)
получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование основ ценностных отношений к жизни
Третий уровень (действенно-поведенческий)
приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия:
— Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
— Представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, региона, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
— Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
— Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
— Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (Максим Горький)
Знакомьте учеников с памятными местами вашего района, города, региона и всей нашей страны в целом. По возможности организуйте образовательное путешествие, виртуальное в том числе.
Воспитание истинного патриота невозможно без активного участия обучающихся. Именно понимание своей важности, осознание себя как субъекта, который может влиять на социальные изменения, способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма школьников. Такой деятельностный подход формирует их самоопределение, способность к рефлексии, пониманию, целеполаганию.