Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Нормативные основания патриотического воспитания обучающихся

В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как:                                                                                            «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Сегодня в Якутии насчитывается свыше 153 тысяч обучающихся в общеобразовательных организациях и свыше 24 тысяч студентов профильного обучения. От того, насколько они верят в возможность самореализации на Родине, готовы ли трудиться на благо общества, зависит будущее страны. Воспитание истинных патриотов — одна из ключевых задач национального проекта «Молодежь и дети».

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» года (утверждена Распоряжением Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р), патриотическое воспитание предусматривает:                                                                                                 — создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
— формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
— повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
— развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
— развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf 

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502


Патриотическое воспитание в работе штабов воспитательной работы

Условиями успешного решения задач патриотического воспитания обучающихся являются:

1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности.

Раскроем несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе:

• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
• формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

• координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов;
• развитие у школьников и студентов патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны;
• формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.

• изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• формирование позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

• изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
• формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
• развитие реально действующего школьного самоуправления.

• воспитание у обучающихся любви к своей малой Родине. Родному краю, её замечательным людям;
• вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В рамках работы по данным направлениям в плане работы школы и календарном плане программы воспитания образовательной организации, группы, класса появляется достаточно много традиционных мероприятий: проведение памятных дней, участие в патриотических акциях, изучение родного края, участие в конкурсах патриотической направленности.
Но патриотизм должен быть наполнен не только событиями, связанными с сохранением памяти, но и активностью самих школьников.


В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться достижение учащимися:

1. Воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений — знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия; опыта ценностного постижения, присвоения ценности)
2. Воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов — формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности и пр.)

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:

Первый уровень (рациональный)
приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности

Второй уровень (эмоциональный)
получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества, формирование основ ценностных отношений к жизни

Третий уровень (действенно-поведенческий)
приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия:

— Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
— Представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, региона, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
— Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
— Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
— Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.


«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (Максим Горький)

Знакомьте учеников с памятными местами вашего района, города, региона и всей нашей страны в целом. По возможности организуйте образовательное путешествие, виртуальное в том числе.

Воспитание истинного патриота невозможно без активного участия обучающихся. Именно понимание своей важности, осознание себя как субъекта, который может влиять на социальные изменения, способствует формированию гражданской ответственности и патриотизма школьников. Такой деятельностный подход формирует их самоопределение, способность к рефлексии, пониманию, целеполаганию.

Контакты для взаимодействия:

Детское издательство «Кэскил» им. Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа
https://keskil14.ru/
https://vk.com/wall-187580720_59284

Музейный комплекс «Моя История»
https://yakutsk.myhistorypark.ru/
https://vk.com/myhistorypark14

ГАНОУ РС(Я) «РРЦ «Юные Якутяне»
https://sakhaedu.ru/
https://vk.com/sakhaedu_ru

Региональное отделение ООГДДиМ «Движение первых» в Республике Саха (Якутия)
https://будьвдвижении.рф/regional-offices/regionalnoe-otdelenie-respubliki-saha-yakutiya_65/
https://vk.com/mypervie14

Региональное отделение ВВПОД «ЮНАРМИЯ»
https://yunarmy.ru/
https://vk.com/yunarmy_ykt

Учебно-методический центр «Авангард РС(Я)»
https://vk.com/avangard_14

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «ВОИН»
https://yakutiya.crvsp.ru/
https://vk.com/feed

Филиал Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике Саха (Якутия)
https://zaschitnikiotechestva.ru/adresa/dalnevostochnyj-federalnyj-okrug/respublika-saha-yakutiya/yakutsk/respublika-saha-yakutiya-yakutsk-ul-ojunskogo-d-41-1
https://vk.com/public221172122

Волонтёры Победы
— это не флаги, не фирменный стиль, не громкие лозунги, а личная история каждого, чья память о вкладе его родных и близких в дело Великой Победы больше, чем просто память. Они проводят всероссийские и международные акции, заботятся о ветеранах, помогают в благоустройстве памятных мест, восстанавливают историю семьи, популяризируют современные достижения России с помощью интересных форматов и не дают жителям всего мира забыть правдивую историю. Волонтёры Победы гордятся прошлым, ценят настоящее и смотрят в будущее!
https://волонтёрыпобеды.рф/
https://vk.com/pobeda_ykt

РосПатриот
Роспатриот — программа от @rosmolodez
Роспатриотцентр на протяжении 13 лет занимается комплексным развитием и сопровождением всех видов деятельности по патриотическому воспитанию и популяризации волонтёрства в России, а также организовывает патриотические и добровольческие проекты, в рамках реализации Федеральных проектов:
• «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
• «Социальная активность»
• «Молодёжь России»
https://rospatriotcentr.ru/
https://vk.com/rospatriot